![](http://rueconomics.ru/wp-content/uploads/2015/04/14296249675761-412x231.jpg)
Российские эксперты убеждены, что продовольственное эмбарго оказало прямое негативное влияние на качество продуктов на полках российских магазинов.
Государственные контролирующие инстанции не справляются с потоком новой продукции, а нынешняя система штрафов не подталкивает производителей к улучшению качества товаров, потому что по российским не писаным законам, виноватым все равно окажется продавец.
«Производители обращаются в любую лабораторию, проводят необходимые исследования и получают протоколы. Инспекция по сертификации в итоге занимается лишь тем, что что проверяет наличие необходимых документов и заносит информацию в электронные реестр.
Ответственности за дальнейшие события компания никакой не несет»,- сообщил председатель общества защиты прав потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.
Руководитель еще одного общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков напомнил, что отмена сертификации в свое время была декларативной мерой.
«Тогда был президент Дмитрий Медведев, а его излюбленную фразу – «хватит кошмарить бизнес», чиновники поняли дословно – отменили все сертификации и позже отчитались в устранении административных барьеров для малого бизнеса»,- сообщил Аншаков.
«Мы проверили порядка 50 категорий продуктов. В каждой категории закупались самые популярные федеральные торговые марки», — отметили в ОЗПП.
По итогам проверок организация составила рейтинг самых неблагополучных продуктов: вода в бутылках, творог, куриное филе, сметана, слабосоленая семга, глазированные сырки, тушенка, сосиски, пельмени, красная икра.
«При снижении конкуренции на рынок хлынули новые производители и новые товары. Это произошло стремительно: известные продукты ушли с рынка, дефицит требовалось закрывать», — напомнил Борисов.
Чиновник напомнил, что во времена Советского союза все было по стандартам, существовало более 75 тысяч ГОСТов, а в 2003 году практических все из них упразднили – «тогда все и посыпалось»
«Именно поэтому в России сейчас принято делать колбасу без мяса, но именовать ее «мясной»,- отметил Анашков.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) рассказали, что вынуждены сами заниматься проверкой качества поставляемой продукции, потому что в конечном итоге несут львиную долю ответственности перед покупателем.
«Торговая сеть отвечает абсолютно за все: за недостоверный состав, за количество пищевых веществ в маркировке, за достоверность указанной в ней пищевой ценности, за мелкий шрифт и т.п.», — рассказала глава комитета по качеству АКОРТ Светлана Чебарова. Кодекс об административных правонарушениях влечет наложение штрафа за недостоверное декларирование соответствия продукции — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Все штрафные обязательства выплачивает ритейлер, поскольку разделения ответственности между ним и производителем в России не существует, а проверки, как правило, проходят по месту приобретения продукта.
По этим причинам торговые сети в России сами проводят экспертизу. «Мы вынуждены оплачивать многочисленные лабораторные исследования, обследования, экспертизы и аудиты, в связи с отсутствием гарантий качества со стороны производителей», — пояснила Чебарова.
Однако Аншаков напомнил: «Все прекрасно понимают, что у нас на полках примерно 50 процентов некачественных товаров, но при этом мало кто подает в суд. Потребитель не станет тратить полгода жизни на суд из-за йогурта за 30 рублей. В Европе ему достаточно позвонить по определенным телефонам. Но у нас это невозможно, потому что принята политическая воля — разрешить производителю все».
Сергей Никитин.
Источник
|