Сельскохозяйственные «имперские» амбиции нынешнего украинского режима отразятся и на облике Донбасса. Так, в Киеве, в конце июля была презентована Стратегия экономического и социального развития Луганской области на период до 2020-го года, в рамках которой, подконтрольные украинским силовикам территории Луганщины, должны отринуть промышленное наследие «тоталитарного совка» и превратиться в аграрный Рай.
Правы, в определенном смысле, оказались эксперты, утверждавшие когда-то, что гражданский конфликт в Украине, на самом деле, не между Западом и Востоком, но между селом и городом. Три с лишним года, украинские власти напряженно размышляли о том, чем же станут заманивать непризнанные республики Донбасса обратно. Ничего, лучше «Великой украинской мечты», сии высоколобые мужи, судя по всему, так и не выдумали. Вишневый садик возле хаты, сеновал, волнительный аромат свежего навоза и прочая сельская романтика. Все это в регионе, считавшемся промышленным сердцем СССР, а затем и независимой Украины. Вместе с тем, это великолепно вписывается в политику насильственной украинизации и пресловутого «окуркуливания» местного населения. Восток медленно, но верно превращают в Запад.
Итак, что же это за Стратегия такая? Как отмечают украинские средства массовой информации, в ней кроется четыре стратегических цели, десять целей оперативных и, не много, ни мало, 33 задачи. И все это ведет к переориентации экономики «украинской» части Луганской области с промышленных на аграрные рельсы.
Почему? Да потому, что, как указано в документе, киевские силовики контролируют территорию, на которой 1291,9 гектаров занимают земли сельскохозяйственного назначения. Семьдесят процентов из них – пашни. Отсюда идея – содействовать развитию именно аграрного сектора, переработке сельскохозяйственной продукции, а также расширению рынков сбыта оной.
«В связи с тем, что почти для всех районов Луганской области сельское хозяйство занимает ведущее место в экономической деятельности и занятости населения (в хозяйствах производится 45,3 процентов валовой сельскохозяйственной продукции), важно повысить его производительность путем развития научной, селекционной и консультативной деятельности, создание соответствующей инфраструктуры (открытие племенных и инкубационных станций, лабораторий по оценке качества продукции и зерна)», - указано в документе.
Притом, что идея-фикс – «накормить всю Европу качественными украинскими продуктами», вдребезги разбилась о риф европейских квот, а российские рынки сбыта давно утрачены, из-за чего, к примеру, херсонские аграрии оказались не у дел, не совсем ясно, где же отыщутся новые рынки сбыта. Можно, конечно, предположить, что украинцы станут питаться в несколько раз сытнее, однако же, пикирующий уровень жизни явно намекает на обратное. Интересно, что авторы сего увлекательно опуса признают, что именно предприятия угольной и химической промышленности обеспечивают регион рабочими местами. Но, вместе с тем, финансовой поддержки от государства, луганской промышленности ожидать не следует.
Кстати, в июне нынешнего года, луганский «губернатор» Юрий Гарбуз выделил 221,69 миллион гривен на увеличение поголовья коров, посевов гречки и закупку сельскохозяйственной техники. А вот промышленный сектор и сфера ЖКХ остались не у дел. Судя по всему, в рамках пресловутой «декоммунизации», промышленность мятежных регионов собираются обанкротить и «утилизировать» в интересах «старших партнеров», которым не нужны конкуренты. Занятую ВСУ часть Донецкой области, вероятно, ждет та же участь.
После развала СССР была весьма популярна шутка о том, что Украина мечтала не кормить другие республики, а покинув Союз, решила, что и себя кормить не надо. Ныне, мы наблюдаем похожую ситуацию. По сути, отторгнув «дотационный» Донбасс, Украина выяснила, что отныне не может позволить себе в принципе иметь промышленность. Ведь чтобы что-то заработать, нужно что-то вложить.
Многие «донецкие-киевски», а с ними и немногочисленные «проукраинские» дончане любят пофантазировать о том, как бы сегодня жили Донецк и Луганск, кабы остались под киевским протекторатом. Сегодня мы знаем, что помимо всего прочего, Донбасс превратился бы в одно большое село. И это ударило бы по кошелькам абсолютно всех, включая и гламурных детишек «региональных» чиновников, кормившихся за счет промышленности.
Забавно, кстати, что аграрный сектор, на сегодняшний день, является дотационным практически во всех развитых странах. Упор же делается на развитии промышленности и производства высокотехнологичных изделий. Проще говоря, в современном мире, аграрные империи – это немногочисленные транснациональные корпорации, а не отдельно взятые государства. Впрочем, о «прелестях» аграрного будущего Украины, мы писали уже не раз.
Грустно лишь, что на фоне этого сельскохозяйственного безумия соседей, республикам, в плане развития промышленности, похвастаться абсолютно нечем. Да, национализация предприятий, в контексте «рагулизации» Донбасса, очевидно, была единственным верным решением. Вместе с тем, на сегодняшний день, промышленность республик переживает, мягко говоря, не лучшие времена.
Ведь, даже с учетом фактора войны, когда власти региона с таким потенциалом, какой есть у Донбасса, без устали хвастаются событиями, вроде открытия всего одной лавы, нетрудно догадаться, что дела идут неважно и не в том направлении. Лоббировать интересы местного производителя, на территории главного экономического партнера – Российской Федерации, либо не пытаются, либо попросту не умеют. Как результат – мало заказов, мало сырья, все меньше рабочих мест и все скромнее зарплаты трудящихся.
Важно понимать, что крупные предприятия Донбасса – это не только и не столько предмет гордости, сколько залог существования региона. На сегодняшний день, Донбасс определенно теряет потенциал существующий на территориях, занятых ныне ВСУ. Завтра, при неумелом управлении, то же самое случится и в границах республик. И тогда, вишневый садик возле хаты может показаться если не приемлемым вариантом, то, к сожалению, единственным.
источник
|