И года не прошло. «Сама идея переучреждения государства, ввергнутого в глубокий экономический и политический кризис, и не предпринимающего попыток проведения кардинальных реформ по федерализации страны, и поиску путей выхода из коллапса, получила широкую поддержку. Уже сейчас можно сказать, что названия Малороссия не будет, поскольку вызывает у многих отторжение», – говорится в заявлении Захарченко, который в этот раз не стал созывать полноценную пресс-конференцию. Заявление было распространено его пресс-службой.
Понятное дело, что вряд ли сам глава республики на полном серьезе рассчитывал на реализацию и поддержку проекта Малороссии после того, как все официальные, полуофициальные и неофициальные лица в Москве всячески открестились от этой инициативы. Открестились, впрочем, только от названия, но не от идеи переучреждения Украины.
«Заявление Захарченко… является его личной инициативой, в Москве об этом узнали сегодня утром из СМИ. Мы остаемся приверженными минским договоренностям», – сообщил Дмитрий Песков на следующий день после заявления главы ДНР. Полит-технологический демиург отношений с Украиной Владислав Сурков даже провел специальную встречу с приближенными экспертами, на которой дал оценку идее Малороссии. «Главное здесь то, что Донбасс воюет не за отделение от Украины, а за ее целостность. За всю Украину, а не за ее часть. То есть на Украине идет гражданская война между людьми, которые по-разному видят будущее своей страны», — привел слова Суркова приближенный к нему глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
На секундочку, все ли помнят митинги в Москве за Ельцина в начале 90-х? Все ли помнят плакаты в стиле «70 лет в никуда», «Советский Союз – преступный эксперимент», «Россия вместо Совка», «Долой власть кровавой Гэбни» и т.д.? Аналогия, конечно, с большой натяжкой, но примерно так отказываются от собственной государственности с целью ее переучреждения. Следующий вопрос в том – созрели ли необходимые для такого переучреждения настроения в Киеве? Очевидно, что нет.
Никто пока не выходит на улицы с плакатами «Украина – преступный эксперимент нацистов», «25 лет в никуда!», «Малороссию вместо Украины!», «Долой власть кровавого СБУ». Однако ситуация очевидным образом движется в эту сторону.
Симптомов выздоровления множество, в том числе зафиксированных в социологических опросах. Так, месяц назад Киевский международный институт социологии выдал свежие данные: «Количество положительно (к России – ред.) настроенных украинцев растёт (февраль 2017 года – 39% опрошенных, май 2017 года – 44% респондентов)». На 9% сократилось число украинцев, которые негативно относятся к России, – с 46% в феврале до 37% в мае. В опросе приняли участие 2040 совершеннолетних граждан, кроме территорий Луганской и Донецкой народных республик, Крыма.
Фиксируется серьезный градус разочарования и в кругах бывших майдановцев. Например, лютый поклонник Майдана, одесский художник Александр Ройтбурд разразился на днях большой статьёй в «Украинской правде» с критикой ВО «Свобода». Дескать, это фашистская партия. Этой самой фашистской партии Ройтбурд не замечал, стоя на Майдане в 2014 году. Известный политолог Юрий Романенко вдруг обнаружил, что его – русскоязычного публициста – выкидывают из телестудии. Тут же разразился посланием в соцсетях о недопустимости такого отношения к русскоязычным гражданам Украины. Знаменитый волонтёр Юрий Касьянов уже которую неделю причитает в социальных сетях: за что, мол, стояли на Майдане. И так далее и тому подобное. Но до плакатов «Украина – 25 лет в никуда», «Даешь Малороссию!» ситуация точно еще не дозрела.
В этом контексте заявление Захарченко об учреждении Малороссии можно было в лучшем случае воспринимать как очередную попытку ткнуть в озверевшего пса в клетке палкой или просто как прощупывание общественного мнения. В Москве же ясно указали на фальстарт операции «переучреждение», но не на его отмену.
Что ж, время идет, и единственное, чего не хотелось бы по итогам переучреждения – это возвращения русофобской химеры украинства. Что угодно, только не Украина.
источник
|